Искусство благовоний
Искусство КоДо
Наряду с парфюмами, благовония сегодня захватывают сердца людей и играют всё
более важную роль в расслаблении, лечении, наполнении нашего времени и
пространства особыми свойствами, обеспечении ощущения удовлетворённости жизнью.
В наши дни благовоние считается священным и иногда используется как
подношение Богу, а в других случаях его можно использовать как инструмент
привнесения мира в свою жизнь.
Однако благовония были частью повседневной жизни задолго до нашего
сегодняшнего общества с его высоким уровнем стресса. Они издавна помогали людям
успокоиться, собраться и заглянуть в себя.
Как человечество имеет историю и культуру, так и аромат, естественно, имеет свою собственную историю и культуру. Как же и когда взращивалась знакомая нас сейчас культура благовоний?
Попробуем посмотреть в её глубины. Речь пойдёт о «Кох» — систематизированном
японском искусстве аромата, не имеющем аналогов во всём мире.
Слово «парфюм» происходит от старофранцузского «perfumar» (где «рer»
означает через, а «fumar» — курение), что даёт возможность предположить,
что искусство парфюмерии, вероятно, началось с воскуривания благовоний.
История искусства «Кох», предположительно, начинается с того времени,
когда буддийский монах Ганджин приехал в Японию из Китая в 754 году нашей эры,
во времена китайской династии Тан. Этот почтенный монах, хорошо известный,
благодаря введению буддийских заповедей в Японии, сыграл значительную роль и в
истории благовоний. Ганджин представил процветающую культуру благовоний
китайской династии Тан в Японии, благодаря медицинским благовониям, а также
смешанным ароматическим шарам (нерико).
Нерико были изготовлены из порошка благовоний для медицинского применения,
смешанного со связующими веществами, такими как нектар и патока. В Японии до
этого не было ароматных благовоний в таком виде, люди обычно воскуривали лишь
медицинские благовония для создания ароматов.
Поскольку нерико представляли собой смесь ингредиентов, различные смеси создавали разные ароматы. В результате, люди стали создавать свои любимые ароматы из оригинальных ингредиентов. Благовония больше не использовались лишь как религиозное подношение. Они стали удовольствием вкуса, предназначенным для наслаждения изящными ароматами. Именно это и дало начало эстетическому, изящному искусству благовоний такимоно в Японии.
В период Хэйан (VIII-XII вв.) придворные придумывали оригинальные такимоно в
поисках изящных, изысканных ароматов для личного использования. В зависимости
от случая, настроения, времени или сезона использовались различные смеси.
«Такимоноавасё» — игра благовоний, участники которой соревновались в создании
лучших ароматов, также началась в этот период.
Не удовольствовавшись простыми ароматами цветов и фруктов в природе,
придворные создавали новые ароматы, тем самым давая основу особой культуре
благовоний, которая была прочно привязана к осознанию времён года. Именно так
формировалось «Кох».
В искусстве аромата «Kох», окончательно сформировавшемся в эпоху Муромати в
Японии (1338-1573), отличия ароматов описывают как «слушание аромата»,
прислушивание к шёпоту благовоний в душевном спокойствии.
Приверженность созданию прекрасных благовоний — это долгая и уважаемая традиция, которая может быть прослежена до Дзюэмона Такаи, более известного как Кодзю, квалифицированный специалист в искусстве и главный поставщик драгоценных, редких и изысканных ароматов Императору Японии и его двору.
Одним из наследников культуры благовоний является компания Nippon Kodo, продолжающая
развивать мир ароматов, добавляя новейшие технологии к традиционным навыкам.
Многие из прекрасных ароматов, выпускаемых по сей день, основаны на
оригинальных рецептах, созданных Кодзю.
Так «Кох» и сейчас представляет благородное искусство аромата, как часть
утончённого образа жизни и культуры, глубоко связанного с японским способом
чувствования, а также с японской литературой и поэзией. Nippon Kodo
продолжает изготавливать благовония, в основном, вручную, как это делалось в
течении сотен лет.
Высококачественное природное сырьё используется в качестве ингредиентов при
изготовлении благовоний. В процессе производства природные смолы ценных пород
дерева и цветочные ингредиенты загружаются в чаны, в которых смешиваются с
другим органическим сырьём.
После этого масса загружается в машины, которые выдавливают длинные струны
благовоний, или превращают их в конусы и спирали. Затем палочки, конусы и
спирали равномерно разрезают и тщательно укладывают в деревянные формы, где их
оставляют на просушку. Формы располагают в помещении, где влажность и
температура управляются так, чтобы обеспечить только необходимое количество
воздуха и света. Так благовония оставляют на несколько дней, пока они не
затвердели. Затем их собирают и упаковывают.
Изделия Nippon Kodo обладают уникальными ароматами. Эти ароматы создаются при соединении тщательно хранимых рецептов с чувствительностью современных японских парфюмеров с лучшими носами и инстинктами, которые интерпретируют и развивают традицию для создания изысканных ароматов.
Для того, чтобы стать квалифицированным мастером благовоний требуется очень
много времени. Такой человек должен ощущать даже очень незначительные различия
в погоде, воздухе, а также в натуральных ароматических материалах. А кроме
того, обладать чувствительными руками, способными делать крошечные
корректировки количества влаги, используемой при замешивании. Говорят, что
настоящий мастер благовоний должен иметь острые чувства и нежные руки.
Являясь наследниками традиций благовоний, культивируемых с 16 века, японцы
сохранили культуру аромата. Внимание сосредоточено не только на специальных
областях, таких как буддийские ритуальные службы и церемония благовоний. Оно
также распространяется на сферы отдыха и здоровья, в которых применяются
функциональные аспекты ароматов. Главная цель благородного искусства благовоний
в наше время — дать людям подлинное душевное спокойствие благодаря аромату.
МАРИЯ НЕСТЕРЕНКО
16 НОЯБРЬ, 2018 /
·
Иллюстрации: с благодарностью к © Nippon Kodo за разрешение использовать
изображения